История монетных дворов России уходит корнями в далекие времена феодальной раздробленности. Всякий удельный князь, способный отстоять свои позиции, непременно чеканил собственные деньги, что заметно прибавляло престижа, а также служило важнейшим источником дохода для местного правителя. По мере объединения русских земель вокруг Москвы, великие князья понемногу прибирали к рукам это выгодное производство, хотя и вынуждены были считаться с былыми вольностями младших собратьев. Так, монетную регалию до поры оставили Твери, некогда соперничавшей с потомками Юрия Долгорукого за право главенства. Псков и Новгород также сохранили право чеканить монету, пусть и московского типа. Последнее не играло для местных вельмож значительной роли, ведь они в любом случае получали прибыль и не строили козней политическому центру. Данная традиция долго оставалась в силе, но к XVII веку Россия все больше склонялась к абсолютизму. Это сделало возможным отмену денежного выпуска по всей стране, за исключением столичных предприятий. К слову, существовали стрелецкие отряды, чьей функцией была охрана подобных объектов от посягательств извне, а также изнутри, ведь работа на монетном дворе представляла собой тяжелый труд. Занятые там жители посада отдыхали только по воскресеньям, зачастую получали за старания скромное жалованье и вполне могли соблазниться мнимой доступностью денежной россыпи. Хотя положение квалифицированных работников вроде граверов было куда более терпимым.
Первый российский император повелел начать денежный выпуск в новом городе на Неве. Монетный двор расположился в стенах грозной Петропавловской крепости, и в короткое время стал весьма крупным предприятием.
СПМД (современный вид)
Позднее чеканка распространилась на прочие города Российской империи, порой совсем небольшие, как, например, сибирский Сузун, одно время выпускавший деньги для оборота восточнее Урала. Он просуществовал с екатерининских времен до середины XIX века. Причиной ликвидации предприятия стал крупный пожар. Финансовыми вольностями также пользовались национальные окраины Российской империи: в Гельсингфорсе (Хельсинки), Варшаве и т.д. неизменно выпускали монеты для общегосударственного оборота с элементами местного дизайна.
Руины Сузунского монетного двора
Монетный двор в Хельсинки (современный вид)
Постепенно монетная чеканка сконцентрировалась в северной столице, а денежные привилегии сохранило лишь стоявшее особняком Великое княжество Финляндское. Старинное производство в Петропавловской крепости обеспечивало нужды государства почти полвека, затем пережило две революции и гражданскую войну, послужило новой власти, но в итоге оказалось в отчаянном положении в условиях блокады Ленинграда немецкими войсками в 1941-1944 годах. Предприятие частично было эвакуировано в Пермский край и совсем не покрывало потребности экономики. По этой причине Москве возродили местный монетный двор, который, впрочем, первые несколько лет в основном занимался чеканкой орденов и медалей для отличившихся фронтовиков, ну а после приступил к выпуску денежной массы. Так, в СССР сложилась система из двух крупных производств, которая существует и поныне. Определить происхождение всякого рубля в вашем кошельке предельно просто: нужно лишь внимательно осмотреть точку под правой лапой геральдического орла на лицевой стороне. Там обязательно будет стоять стилизованная монограмма с буквами «СПМД» («Санкт-Петербургский монетный двор») или «ММД» («Московский монетный двор»). Помимо серийного выпуска эти российские предприятия чеканят массу вторичной продукции коллекционного и наградного характера.