В нашу эпоху коллекционеры имеют необычайную широту выбора: спектр возможных объектов для собирательства очень велик. Но чаще всего в этом длинном списке лидируют монеты, где состав коллекции, как и везде, ограничивается только личными интересами нумизмата и толщиной его кошелька. Тем более, если тот не планирует перепродавать свои ценности.
Бессистемное собрание монет.
В этом случае ячейки альбомов заполняются, невзирая на страну, эпоху, материал и достоинство образца. Допускать такое нежелательно, ведь если вы когда-нибудь решите продать коллекцию, это создаст массу проблем (интересы у покупателей чаще вполне конкретные). К тому же, подобный подход - признак неопытности, что не добавит вам уважения среди единомышленников.
Коллекция из определенного металла.
Порой нумизмат собирает коллекцию монет из одного и того же металла, например, из серебра. В этом случае разумнее будет подбирать экземпляры из более-менее близких эпох. Одним из удачных сочетаний могут стать 5 злотых с образом польской королевы Ядвиги, а также 5 рейхсмарок с профилем Пауля фон Гинденбурга. Они отражают дух предвоенных 30-х: крепнувшего Третьего Рейха, а также Второй Речи Посполитой, позднее сошедшихся в смертельном сражении. Весьма неплохим вариантом было бы собрание медных пятаков Екатерины II, особенно если идёт речь о «погодовке» (ряд с одинаковым номиналом, который начинается ранними образцами и заканчивается более поздними).
5 злотых с Ядвигой 1933
Металл: серебро;
Масса: 11 гр.;
Диаметр: 28 мм.
5 рейхсмарок с Гинденбургом 1935
Металл: серебро;
Масса: 13.88 гр.;
Диаметр: 29 мм.
5 копеек 1778 Екатерина II
Металл: медь;
Масса: 57.5 гр.;
Диаметр: 42 мм.
Коллекция, посвященная отдельной стране или историческому периоду.
Пожалуй, это самый интересный вариант для начинающего нумизмата. Здесь лучше собирать «погодовку» всех достоинств с известными разновидностями, желательно редкими. Например, если вы остановите выбор на деньгах Австрии, то для начала можно приобрести геллеры времён Великой войны (1914-1918). Тогда эти земли ещё входили в состав Австро-Венгрии, что подтверждает геральдический двуглавый орёл на аверсах разменных монет. Если в 1915-м здесь ещё выпускали геллеры из мельхиора, то к 1918 году они чеканились уже из железа, ибо Первая Мировая война вытягивала из «лоскутной» империи последние силы.
10 геллеров 1915
Металл: мельхиор;
Масса: 3 гр.;
Диаметр: 19 мм.
20 геллеров 1918
Металл: железо;
Масса: 3.5 гр.;
Диаметр: 21 мм.
Для пополнения коллекции подойдут бронзовые гроши Австрии, которые выпускались до ее присоединения к Третьему Рейху в 1938-м. На лицевой стороне изображался равноконечный крест с целью показать верность австрийцев христианским традициям (один из символов Иерусалимского королевства). Также власти использовали его как альтернативу свастике, с опаской поглядывая на крепнувшего северного соседа.
2 гроша 1925-1938
Металл: бронза;
Масса: 3.3 гр.;
Диаметр: 19 мм.
Нельзя обойти вниманием цинковые гроши, что чеканились в послевоенной, разоренной Австрии. Аверс скромной монеты украшался местным геральдическим орлом с бело-красным щитом на туловище.
10 грошей 1948
Металл: цинк;
Масса: 3.5 гр.;
Диаметр: 21 мм.
Найдутся ценители отдельного направления нумизматики, собирающие монетовидные жетоны различного назначения. Показанный ниже требовался для прохода через турникет в Московском метрополитене. Он уже имеет некоторую историческую ценность, ибо в столице уже много лет как перешли на оплату проезда пластиковыми картами.
Жетон Московского метрополитена
Металл: сталь с латунным покрытием;
Масса: 5.3 гр.;
Диаметр: 25 мм.
Нередко коллекционеры увлекаются бонистикой, скупая самые разные купюры. Принцип здесь примерно тот же, что и в случае с монетами: лучше делать собрание как можно более однородным. Примечательна банкнота в 1 рубль времён поздней Российской империи, напечатанная во времена золотого стандарта. Здесь указывалось, что денежные знаки обменивались на монеты из драгметаллов повсюду и без ограничения суммы. Так правительство Николая II стремилось повысить доверие подданных к бумажным деньгам.
1 рубль 1898
Размер: 151/89 мм.
С началом Первой Мировой свободный и равный обмен купюр отменили, многие золотые и серебряные рубли оседали по тайникам жителей империи, а бумажные аналоги быстро теряли в цене. Поэтому на закате монархической России печатались эрзац-банкноты, призванные заменить серебряные копейки, с которыми теперь расставались крайне неохотно. Такие деньги предписывалось использовать по значению номинала, но на деле они оценивались куда дешевле.
50 копеек 1915-1917
Размер: 100/60 мм.
В бонистике есть еще одно, малоизвестное направление, что касается ассигнаций, предшественников полноценных купюр. Они использовались в XVIII-первой половине XIX столетия, являясь не самостоятельными платежными средствами, а скорее долговыми расписками от лица государства. В Российской империи эти ценные бумаги можно было обналичить в Ассигнационном банке, но лишь в виде медных монет. Золото и серебро обменивать запрещалось, иначе подданные мгновенно избавились бы от непривычных денежных знаков, сведя их ценность к нулю. К слову, ассигнации нередко подделывались фальшивомонетчиками, которым требовался лишь запас гербовой бумаги, качественный печатный станок и человек с каллиграфическим почерком для имитации подписей чиновников Ассигнационного банка. К тому же, мошенники не особенно волновались по поводу нумерации поддельных документов, ведь в ту эпоху не было никакой системы, что позволила бы отследить дублирование номеров ассигнаций.
Ассигнация номиналом в 50 рублей 1785-1818