Монеты государств крестоносцев

Монеты христианских государств Ближнего Востока славятся разнообразием, несмотря на свою относительно короткую историю: крестоносцы отбили у мусульман лишь прибрежную линию, оказавшись не в силах закрепиться на ней, и все потеряв к концу XIII века. Феодалы-христиане старались скопировать дизайн монет Европы, одновременно испытывая влияние мусульманского мира. Добавим к этому исключительные права местных сеньоров на чеканку собственных денег: жизнь в постоянном ожидании вторжения вынуждала правителей идти на щедрые уступки вассалам.

Перед вами одна из разменных монет графства Эдесса, что не протянуло и полувека, пав под ударами магометан к 1146 году. Медный фоллис  украшен условным портретом Балдуина II, который держит одну руку на мече, а в другой сжимает христианский крест. Он был известен своей набожностью, покинул Европу в 1096 году и жил на Ближнем Востоке до конца своих дней. На оборотной стороне видим католический крест с орнаментом.

Фоллис из Эдессы 1100-1118

Фоллис из Эдессы 1100-1118
Металл: медь;
Масса:около3.18 гр.;
Возможное время чеканки: 1100-1118  годы.

Монеты Иерусалимского королевства во многом были похожи на французские аналоги XII-XIII веков, и зачастую носили те же названия. В центре лицевой стороны денье выбит геральдический равносторонний крест тамплиеров, обрамляющая его круговая легенда гласит о короле Балдуине III. Малопонятный рисунок на реверсе – это попытка упрощенно изобразить цитадель Давида, крепость иудеев, построенную во II веке до н.э. Здесь же на латинском языке указано происхождение серебряного денье (Иерусалим). Любопытно, что последний, как и его французские «собратья», не избегнул участи быть «испорченным». Экономические трудности вынуждали местных феодалов все снижать и снижать содержание драгоценного металла. В лучшем случае при чеканке использовалось серебро 500-й пробы.

Иерусалимский денье 1142-1163

Иерусалимский денье 1142-1163
Металл: низкопробное серебро (билонная монета – содержание драгоценного металла существенно ниже общей массы);
Масса:около0.89 гр.;
Возможное время чеканки: 1142-1163  годы.

Грош родом из графства Триполи почти полностью копировал оформление иерусалимского денье, однако выпускался на чуть более высоком уровне. Также следует учитывать замечательную сохранность конкретного образца.

Грош из Триполи 1275-1287

Грош из Триполи 1275-1287
Металл: серебро;
Масса:около 4.26  гр.;
Возможное время чеканки: 1275-1287 годы.

Серебряные денье Антиохии иногда украшались профилем местного князя. Конечно, портрет получался примитивным, так что не всегда можно разобрать, кто же перед нами. В данном случае изображение может с равной вероятностью принадлежать Боэмунду V или же его сыну Боэмунду VI, ведь в круговой легенде указано лишь княжеское имя на латинском языке, но не очередность на престоле. На аверсе различимы элементы воинского снаряжения XIII века: кольчуга и шлем с наносником (полный латный доспех появился столетием позднее, и то лишь у богатых рыцарей). Обратим внимание на присутствие образа полумесяца– сказывалось влияние мусульманского Востока.

Денье из Антиохии XIII век

Денье из Антиохии XIII век
Металл: низкопробное серебро;
Масса:около 0.84  гр.;
Возможное время чеканки: 1219-1233  или  1233-1251 годы.

Особенно ценятся бракованные монеты крестоносцев, как этот антиохийский денье второй половины XII столетия. Продольная вмятина, видимая на обеих сторонах, дает понять, что средневековые мастера не придавали большого значения их точному соотношению (медальное или монетное). Они расположены примерно под углом в 90 градусов, к тому же немного смещены за пределы монетного круга, как то бывает при небрежной чеканке.

Денье из Антиохии бракованный

Денье из Антиохии бракованный
Металл: низкопробное серебро;
Масса:около 0.97  гр.;
Возможное время чеканки: вторая половина XII века.

Золотые монеты ближневосточных христианских государств было принято именовать безантами на византийский манер. Правда, по внешнему виду они являлись почти полными копиями арабских дирхемов. Объяснить это довольно легко: малочисленные христиане испытывали колоссальное культурное давление исламского окружения, поневоле перенимая его нормы жизни.  Католическое духовенство осуждало использование арабского письма, к тому же в 1251 году папа предписал славить на безантах Отца, Сына и Святого Духа. Добропорядочные верующие последовали этому приказу, но на собственный манер: Троица прославлялась на арабском языке.

Иерусалимский безант 1149-1187

Иерусалимский безант 1149-1187
Металл: золото;
Масса:около3.9 гр.;
Возможное время чеканки: 1149-1187  годы.

Если ранние иерусалимские безанты было весьма трудно отличить от дирхемов, то на закате истории королевства среди арабской вязи встречался равносторонний крест – символ, категорически запрещенный у мусульман, и характерный лишь для денег крестоносцев.

Иерусалимский безант 1251-1258

Иерусалимский безант 1251-1258
Металл: золото;
Масса:около 3.29 гр.;
Возможное время чеканки: 1251-1258  годы.

Вернуться к списку публикаций

КОММЕНТАРИИ 0
ДРУГИЕ СТАТЬИ
Здесь еще никто не оставлял комментарии. Вы можете быть первым!
Перед публикацией комментарии проходят модерацию.

Нажимая на кнопку «Отправить» вы принимаете условия Публичной оферты.