Монеты Омейядов (VII-VIII века)

Грандиозные завоевательные походы арабов, усиленные появлением новой религии, за считанные десятилетия раздвинули границы мусульманского Востока от гор Средней Азии до берегов Испании, на несколько веков вырванной из рук христиан. В Омейядском халифате (661-750 год) сложилась денежная система, вобравшая в себя культурные особенности покоренных земель. В названиях местных монет угадываются отголоски античной цивилизации. За основу медного фелса явно взяли византийский Монеты Омейядов (VII-VIII века), а знаменитый серебряный Монеты Омейядов (VII-VIII века)являлся прямым «потомком» драхмы.

Наиболее дорогой арабской монетой стал Монеты Омейядов (VII-VIII века), что пользовался спросом у европейских торговцев до холодных вод Балтики. Он был известен стабильно высокой пробой золота, поэтому на заре эпохи Монеты Омейядов (VII-VIII века)за него давали 10 дирхемов или 480 фелсов.

Разменные монеты мусульманского Востока делились на несколько типов, одним из которых оказался арабо-византийский, впитавший в себя черты обеих культур. На лицевой стороне одного из фелсов видим условное изображение императора Константа II, правившего Византией в середине VII века. Любопытно, что крест на его короне остался нетронутым. Здесь же угадывается надпись на греческом языке («ΚΑΛΟΝ»), в переводе означающая «достойный». По соседству куфическим письмом указан город чеканки бронзовой монеты: это город Эмеса, в наши дни известный как Хомс.

Фелс (685-692)

Фелс (685-692)
Металл: бронза;
Масса: 3.16 гр.;
Возможное время чеканки: 685-692 годы.

Следующий фелс также очень занимательно оформлен. Несмотря на строгий запрет Корана на изображение живых существ, лицевая сторона украшена портретом халифа Абдул-Малика (685-705 год), положившего руку на рукоять сабли в ножнах. Символ христианства на обороте сильно видоизменен и скорее напоминает литеру «Ф». Образец имеет неправильную геометрическую форму, вдобавок заготовка явно превосходила размерами штемпель. Можно было бы обвинить средневекового мастера из Алеппо в нерадивости, однако он не потратил лишнего металла – масса необычного экземпляра почти совпадает с весом его «собратьев».

Фелс (685-705)

Фелс (685-705)
Металл: бронза;
Масса: 3.13 гр.;
Возможное время чеканки: 685-705 годы.

Образ вооруженного правителя был очень популярен на исходе VII столетия, но всякий город выпускал фелсы с мелкими отличиями. Твердых стандартов чеканки в Средние века еще не существовало.

Фелс (685-705)

Фелс (685-705)
Металл: бронза;
Масса: 3.1 гр.;
Возможное время чеканки: 685-705 годы.

На серебряных дирхемах содержалось куда больше информации, чем на разменных экземплярах.  Все легенды выполнялись раннеарабским куфическим письмом, которое еще не развилось в художественную вязь. К слову, последняя могла служить отдушиной для самовыражения в условиях строгих запретов в изобразительном искусстве. Этой же цели служили широкие круги на полях дирхемов по соседству с текстом.

Показанный дирхем оказался с небольшим изъяном: часть монеты явно выкрошилась, правда, непонятно, в какой момент – то ли при чеканке, то ли в последующие тринадцать веков. Надпись на лицевой стороне переводится так: «Нет бога кроме Аллаха, Ему нет равных. Этот дирхем отчеканен в Его славу в Вазите в 95 году». Получается, данный экземпляр выпущен на востоке Арабского халифата в 717 году по европейскому летоисчислению.  Здесь важно учитывать следующий нюанс: мусульманский год несколько короче астрономического, и для перевода даты по лунной Хиджре недостаточно просто прибавить к ней число 622 (отправная точка истории ислама). Для получения годапо Григорианскому календарю нужно использовать довольно сложную формулу.

На оборотной стороне поврежденного дирхема содержится отрывок одной из сур Корана: «Аллах самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему».

Дирхем (717)

Дирхем (717)
Металл: серебро;
Масса: 3.47 гр.;
Возможное время чеканки: 717 год.

Среди ранних дирхемов встречаются образцы арабо-персидского типа. Поля этой монеты выдержаны в стиле, характерном для Сасанидского Ирана. Влияние мусульманского духовенства на этой древней земле еще не успело набрать полную силу и всецело подчинить выпуск монет нормам ислама. Хотя ниже портрета халифа Абдул-Малика приведена цитата «Нет судьи кроме Аллаха».

Дирхем (695) арабо-персидский тип

Дирхем (695) арабо-персидский тип
Металл: серебро;
Масса: 4 гр.;
Возможное время чеканки: 695 год

В державе Омейядов встречались весьма необычные золотые монеты. Например, половина динара происхождением из мусульманской Испании, которую также называли Аль-Андалус. Специалисты считают, что это подражание византийскомусолиду. Однако образец не содержит никаких надписей. Здесь мы видим лишь звезду с восемью лучами, скорее всего связанную с легендой о рождении пророка Мухаммеда. На реверсе можно заметить нечто похожее на христианский крест с отсутствующими деталями.

Половина динара (1 половина VIII века) арабо-византийский тип

Половина динара (1 половина VIII века) арабо-византийский тип
Металл: золото высокой пробы;
Масса: 1.92 гр.;
Возможное время чеканки:1 половина VIII века.

Вернуться к списку публикаций

КОММЕНТАРИИ 0
ДРУГИЕ СТАТЬИ
Здесь еще никто не оставлял комментарии. Вы можете быть первым!
Перед публикацией комментарии проходят модерацию.

Нажимая на кнопку «Отправить» вы принимаете условия Публичной оферты.