Грандиозные завоевательные походы арабов, усиленные появлением новой религии, за считанные десятилетия раздвинули границы мусульманского Востока от гор Средней Азии до берегов Испании, на несколько веков вырванной из рук христиан. В Омейядском халифате (661-750 год) сложилась денежная система, вобравшая в себя культурные особенности покоренных земель. В названиях местных монет угадываются отголоски античной цивилизации. За основу медного фелса явно взяли византийский Монеты Омейядов (VII-VIII века), а знаменитый серебряный Монеты Омейядов (VII-VIII века)являлся прямым «потомком» драхмы.
Наиболее дорогой арабской монетой стал Монеты Омейядов (VII-VIII века), что пользовался спросом у европейских торговцев до холодных вод Балтики. Он был известен стабильно высокой пробой золота, поэтому на заре эпохи Монеты Омейядов (VII-VIII века)за него давали 10 дирхемов или 480 фелсов.
Разменные монеты мусульманского Востока делились на несколько типов, одним из которых оказался арабо-византийский, впитавший в себя черты обеих культур. На лицевой стороне одного из фелсов видим условное изображение императора Константа II, правившего Византией в середине VII века. Любопытно, что крест на его короне остался нетронутым. Здесь же угадывается надпись на греческом языке («ΚΑΛΟΝ»), в переводе означающая «достойный». По соседству куфическим письмом указан город чеканки бронзовой монеты: это город Эмеса, в наши дни известный как Хомс.
Фелс (685-692)
Металл: бронза;
Масса: 3.16 гр.;
Возможное время чеканки: 685-692 годы.
Следующий фелс также очень занимательно оформлен. Несмотря на строгий запрет Корана на изображение живых существ, лицевая сторона украшена портретом халифа Абдул-Малика (685-705 год), положившего руку на рукоять сабли в ножнах. Символ христианства на обороте сильно видоизменен и скорее напоминает литеру «Ф». Образец имеет неправильную геометрическую форму, вдобавок заготовка явно превосходила размерами штемпель. Можно было бы обвинить средневекового мастера из Алеппо в нерадивости, однако он не потратил лишнего металла – масса необычного экземпляра почти совпадает с весом его «собратьев».
Фелс (685-705)
Металл: бронза;
Масса: 3.13 гр.;
Возможное время чеканки: 685-705 годы.
Образ вооруженного правителя был очень популярен на исходе VII столетия, но всякий город выпускал фелсы с мелкими отличиями. Твердых стандартов чеканки в Средние века еще не существовало.
Фелс (685-705)
Металл: бронза;
Масса: 3.1 гр.;
Возможное время чеканки: 685-705 годы.
На серебряных дирхемах содержалось куда больше информации, чем на разменных экземплярах. Все легенды выполнялись раннеарабским куфическим письмом, которое еще не развилось в художественную вязь. К слову, последняя могла служить отдушиной для самовыражения в условиях строгих запретов в изобразительном искусстве. Этой же цели служили широкие круги на полях дирхемов по соседству с текстом.
Показанный дирхем оказался с небольшим изъяном: часть монеты явно выкрошилась, правда, непонятно, в какой момент – то ли при чеканке, то ли в последующие тринадцать веков. Надпись на лицевой стороне переводится так: «Нет бога кроме Аллаха, Ему нет равных. Этот дирхем отчеканен в Его славу в Вазите в 95 году». Получается, данный экземпляр выпущен на востоке Арабского халифата в 717 году по европейскому летоисчислению. Здесь важно учитывать следующий нюанс: мусульманский год несколько короче астрономического, и для перевода даты по лунной Хиджре недостаточно просто прибавить к ней число 622 (отправная точка истории ислама). Для получения годапо Григорианскому календарю нужно использовать довольно сложную формулу.
На оборотной стороне поврежденного дирхема содержится отрывок одной из сур Корана: «Аллах самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему».
Дирхем (717)
Металл: серебро;
Масса: 3.47 гр.;
Возможное время чеканки: 717 год.
Среди ранних дирхемов встречаются образцы арабо-персидского типа. Поля этой монеты выдержаны в стиле, характерном для Сасанидского Ирана. Влияние мусульманского духовенства на этой древней земле еще не успело набрать полную силу и всецело подчинить выпуск монет нормам ислама. Хотя ниже портрета халифа Абдул-Малика приведена цитата «Нет судьи кроме Аллаха».
Дирхем (695) арабо-персидский тип
Металл: серебро;
Масса: 4 гр.;
Возможное время чеканки: 695 год
В державе Омейядов встречались весьма необычные золотые монеты. Например, половина динара происхождением из мусульманской Испании, которую также называли Аль-Андалус. Специалисты считают, что это подражание византийскомусолиду. Однако образец не содержит никаких надписей. Здесь мы видим лишь звезду с восемью лучами, скорее всего связанную с легендой о рождении пророка Мухаммеда. На реверсе можно заметить нечто похожее на христианский крест с отсутствующими деталями.
Половина динара (1 половина VIII века) арабо-византийский тип
Металл: золото высокой пробы;
Масса: 1.92 гр.;
Возможное время чеканки:1 половина VIII века.