Первый царь из династии Романовых взошел на престол в тяжелейших условиях и долго пожинал незавидные плоды Смутного времени, среди которых особенно выделялись военные конфликты с соседями и разрушенная экономика. Именно поэтому серебряные копейки молодого правителя потеряли в массе в сравнении с деньгами последних Рюриковичей. Во многих европейских странах порча монет чаще проводилась за счет снижения содержания в них драгоценного металла без изменений в общем весе. Но Российское государство в допетровскую эпоху закупало заграничные талеры и прочую валюту с целью переплавки в «чешуйки», и мастерам было куда проще нарезать более мелкие заготовки, нежели «разбавить» высококачественное серебро малоценными примесями. Эта московская копейка, отчеканенная на заре правления нового монарха, потеряла примерно 0.19 грамма в сравнении со своими предшественницами.
Ранняя копейка Михаила Федоровича
Масса: 0.49 гр.;
Год чеканки: 1613-1617.
Примерно такой же вес имеет копейка, выпущенная на монетном дворе Новгорода. Такие образцы в наши дни довольно редки, ведь по воле случая бывшая столица боярской республики лишилась права чеканки уже к 1627 году.
Копейка Михаила Федоровича
Масса: 0.51 гр.;
Год чеканки: 1617-1627.
Особенно интересны русские «чешуйки» шведского происхождения. Выпускали их недолго, всего восемь-девять лет после заключения Столбовского мира (1617) между царем Михаилом Федоровичем и королем Густавом Адольфом. Утверждается, будто чеканились такие деньги в основном для русских земель, отошедших к Швеции по результатам войны, что не вполне логично, ведь любая держава первым делом внедряет на новых территориях собственную валюту. Если бы речь зашла об удобстве денежных расчетов для местных жителей, то Шведское королевство располагало собственными серебряными монетами мелкого номинала, и эта версия неправдоподобна. Напрашивается вывод: северные соседи России производили «чешуйки» не столько для оборота в Ижорской земле и Карелии, сколько с иными целями вроде экономической диверсии или, наоборот, выполнения прямого заказа партии монет от Москвы.
Шведская копейка
Масса: 0.44 гр.;
Год чеканки: 1617-1625.
В эпоху царя Алексея Михайловича (1645-1676) рубль впервые стал реальным средством торговли, а не абстрактной счетной единицей. Приближенные государя советовали ему ввести в оборот крупную монету по типу европейского талера, что несло свои выгоды, но также и недостатки. Прежде всего, у России не было такого же обилия драгоценной руды, как у западных соседей, поэтому приходилось закупать на перечеканку готовые монеты, дорого обходившиеся казне. Во-вторых, оживленные торговые пути пролегали за пределами царства, и деньги столь крупного достоинства оказались невостребованными, ведь привычные «чешуйки» вполне покрывали нужду купцов в денежной массе. В итоге, первые русские рубли чеканились только в 1654 году, став в наше время исключительной нумизматической редкостью. На лицевой стороне монеты впервые появился не абстрактный всадник, но сам царь, восседающий на коне. По окружности выбит краткий титул Алексея Михайловича. На реверсе имеется образ двуглавого орла, богато украшенный орнаментом. Здесь же указан год чеканки: 7162-й «от сотворения мира».
Рубль Алексея Михайловича
Масса: 28 гр.;
Год чеканки: 1654.
Короткое время царскими мастерами выпускался медный полтинник, почти полностью повторявший дизайн серебряного рубля с одним отличием: если на последнем монарший скакун несется галопом, то на более мелкой монете он чинно вышагивает. Это оказалось неплохой защитой от мошенников, имевших обыкновение покрывать медь тонким слоем драгоценного металла – различия в оформлении мгновенно выдавали подделку.
Полтинник Алексея Михайловича
Масса: 20.5 гр.;
Год чеканки: 1654.
Тишайший царь был не первым и не последним в истории, кто задумал провести заведомо провальную денежную реформу с одной лишь целью: сиюминутно наполнить казну для решения государственных дел. В годы правления Алексея Михайловича на монетных дворах приступили к чеканке медных копеек, которые специальным царским указом приравнивались по ценности к серебряным. Законы экономики глухи к подобным директивам, и в скором времени медные деньги потеряли в цене примерно в пятнадцать раз. Положение подданных осложнялось и тем, что налоги требовалось платить серебром, более дешевый аналог государевы люди не принимали, а жалованье выдавали только медью. Итогом этой политики стал крупный бунт 1662 года, после которого царь повелел прекратить чеканку обесценившихся копеек и принудительно обменять их на серебро. Правда, и здесь казна изрядно нажилась на операциях: устанавливался грабительский курс 100:1 (сто медных копеек за одну серебряную), а не рыночный 15:1.
Копейка Алексея Михайловича
Масса: 0.48 гр.;
Год чеканки: 1650-1655.