Первые бумажные деньги Российской империи

Впервые бумажные деньги появились в России во времена Екатерины II (1762-1796), что следовала европейским веяниям XVIII века, и в 1769 году повелела печатать отечественные ассигнации. Строго говоря, последние никто не рассматривал как основные средства для расчета. Бумажные денежные знаки воспринимались подданными как выданные государством долговые расписки, которые возможно было обменять на привычные монеты. К тому же, люди остерегались хранить сбережения в ассигнациях, ведь всякий монарх соблазнялся возможностью выпустить огромную массу новомодных денег для сиюминутных нужд, забывая о последствиях. По изначальному замыслу бумаги обеспечивались золотом и серебром, но весьма часто тираж купюр изрядно превышал допустимый предел, и те неизменно проседали в цене. В итоге в Российской империи появились две финансовые системы на крайне выгодных для трона условиях:

  1. Жалованье часто выплачивалось ассигнациями, а подати исправно взимались исключительно монетами;
  2. Купюры обменивались только на медные копейки в обход более ценных металлов, чтобы подданные разом не избавились от ненадежных бумаг и не обвалили их курс.

Есть мнение, что к таким денежным знакам перешли с целью снизить расходы казны на довольно трудоемкий процесс чеканки монет из драгоценных металлов. Может, это и было причиной, но, во всяком случае, не основной – главную роль играли баснословные сиюминутные прибыли государства от выпуска ничем не обеспеченных денег.

Поначалу Екатерина II знала меру и ограничила тираж ассигнаций 1 миллионом рублей. Но военные расходы заставляли печатать все новые и новые партии, чтобы закрывать бреши в казне, и спустя годы рублевая купюра оценивалась в 25 копеек серебром. В итоге на исходе XVIII столетия в России полностью запретили обмен бумажных денег на монеты, чтобы население не могло избавляться от ненадежного актива, еще более понижая его цену. Ранее находилось немало таких охотников, пусть операции и совершались лишь в самых крупных городах империи в отделениях Ассигнационного банка, и для вывоза даже 100 рублей медью требовалась повозка (5 копеек весили 50 граммов, а рубль – 1 килограмм).

Пять копеек 1770

Пять копеек 1770

Ранние российские ассигнации оформлялись незамысловато: использовалась гербовая бумага с тиснением, где указывалось, на какую сумму имеет право рассчитывать предъявитель документа; ниже ставились подписи руководства Ассигнационного банка. Простота дизайна привлекала мошенников, способных изготовить печатный станок с подобным оттиском и подделать автографы каллиграфическим почерком. Подлинные образцы нумеровались, чтобы затруднить преступные действия, но напрасно – в ту эпоху еще невозможно было отследить дублирование.  Находились также рисковые держатели законных бумаг, которые затирали на бланках прежний номинал и аккуратно вписывали туда более крупное значение (к примеру,  «25» часто заменяли на «75»). Ассигнационному банку оставалось лишь ввести написание суммы буквами, а не числами.

Государственная ассигнация достоинством 25 рублей 1769

Государственная ассигнация достоинством 25 рублей 1769

Экземпляры образца 1785-1818 годов приобрели прочие защитные свойства: на их поверхности различимы водяные знаки, куда более сложные в фальсификации, чем тиснение, которое, впрочем, стало более рельефным. На реверсе видна подпись председателя правления банка, на аверсе различимы автографы директора и кассира, что выдал бумагу клиенту.

Пятьдесят рублей 1785-1818

Пятьдесят рублей 1785-1818

Весьма ценны поддельные российские ассигнации, напечатанные в наполеоновской Франции накануне схватки главной «великой армии» с войсками императора Александра I (1801-1825). Вряд ли это планировалось как экономическая диверсия, ведь фальшивыми купюрами в 1812 году расплачивались только на занятых неприятелем землях. Скорее Наполеон изыскал возможность обеспечить солдат деньгами, не переводя драгоценных металлов.  Ассигнации французского производства печатались на более качественной бумаге, но часть из них имела ахиллесову пяту: в слове «ХОДЯЧЕЮ» вместо буквы «Д» иногда встречалась «Л». Здесь оставалось уповать на неграмотность или на невнимательность нового держателя.

Наполеоновская подделка

Наполеоновская подделка

Поздние ассигнации императорской России обращались в 1818-1843 годах. За всяким номиналом впервые закреплялся определенный цвет бумаги, на купюрах появились трудно копируемые мелкие детали вроде узорчатых рамок и державного двуглавого орла. Ассигнации защищали более совершенные водяные знаки, хорошо различимые под ультрафиолетовой лампой.

Пять рублей 1818-1843

Пять рублей 1818-1843

Водяные знаки

Водяные знаки

Наличие в товарном обороте ценных бумаг, которые было невозможно конвертировать в монеты, наносило изрядный вред экономике России. Поэтому Николай I (1825-1855) решился на крупную денежную реформу: в начале 1840-х годов ассигнации заменили  кредитными билетами, что обеспечивались золотом и пользовались большим доверием. Обмен произвели в соотношении три с половиной ассигнационных рубля к одному серебряному. Также к последнему отныне жестко привязывалась медная копейка в пропорции 100:1.

Серебряный рубль 1843 года

Серебряный рубль 1843 года

Вернуться к списку публикаций

КОММЕНТАРИИ 0
ДРУГИЕ СТАТЬИ
Здесь еще никто не оставлял комментарии. Вы можете быть первым!
Перед публикацией комментарии проходят модерацию.

Нажимая на кнопку «Отправить» вы принимаете условия Публичной оферты.